Россия

В ближайшие пять лет российские кинематографисты дадут всем фору

В российский прокат выходят "Елки 5" - очередная часть новогодней франшизы с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым.

Кинообозреватель "НГ" Наталия ГРИГОРЬЕВА поговорила с режиссером и продюсером проекта Тимуром БЕКМАМБЕТОВЫМ о том, почему "Елки" стали фильмом-традицией, о самоцезуре в кино и о том, как российскому кинематографу выжить в условиях свободного рынка. 

Почему появились "Елки 5"? Почему вы решили продолжить этот проект? 

- В прошлом году, когда выходил фильм "Самый лучший день", мы опрашивали зрителей перед сеансами: "На какой фильм вы идете?" И многие неожиданно отвечали: "На  "Елки". Тогда мы и поняли, что совершаем ошибку: нельзя прерывать традицию, которая сложилась. И решили продолжать нарезать этот "салат" каждый Новый год к столу кинозрителя. 

 - Не было идеи вывести "Елки" не на орбиту, а на международный уровень? Сделать фильм не только для России? И насколько успешной может быть такая история?

- Скорее всего нам нужно продолжать рассказывать о себе, о своей многонациональной и мультикультурной стране и постараться сделать так, чтобы в наш Новый год влюбились люди со всего мира.

Это и будет начало международной истории "Елок" - российского фильма, который будут смотреть люди всех стран мира и праздновать вместе с нами наш Новый год. 

Насколько российскому кино сейчас вообще нужен международный рынок?

- Я думаю, что для нас это единственный путь. От глобализации никуда не деться, хотим мы того или нет. И это не зависит от политической ситуации, от открытости или закрытости каких-то стран.

Стратегически у цивилизации нет другого выхода, синтез культур и многоголосье неизбежны - в том числе и в кинематографе. И то, сколько мы можем дать другим, как мы можем влиять на людей вокруг, - это и есть залог нашей безопасности, стабильности и вообще осмысленности нашего существования. 

Это способно подтолкнуть внутренний рынок российского кино?

- А так и происходит. Просто не столь быстро, как хотелось бы. Должно, наверное, смениться поколение - мы не те, кто в состоянии это сделать. Но молодые кинематографисты, с которыми я сотрудничаю, уже идут этим путем. Илья Найшуллер - режиссер, который стал событием в мировом кинематографе. Он, может быть, еще до конца не реализовал свои возможности, но его уже все знают. За ним будущее. И таких, как он, много.

Я уверен, что наши кинематографисты дадут фору всем остальным в ближайшие максимум пять лет. 

Не помешают ли им внутренние ограничения, в том числе со стороны государства? Если такие ограничения, например, цензура, вообще существуют.

- Цензуры в кинематографе у нас нет - кроме возрастных ограничений и самоцензуры.

Ведь не скажешь, что, например, фильм "Горько!" не смог найти своего зрителя, потому что кому-то показалось, что нельзя изображать наших людей такими. Те, кто так думал, оказались в меньшинстве, фильм вышел и стал событием. Хотя я разделяю опасения по поводу того, что может наступить момент, когда возникнет эта проблема. Но пока, к счастью, каждый снимает то, что хочет. Я высоко ценю свободу выбора человека, важнее, наверное, вообще ничего нет.

Но то, что фильмы, критикующие нашу действительность, делающие акцент на социальных проблемах, не находят аудиторию, - факт. И это связано не с цензурой, а то ли с тем, что авторы не в состоянии высказаться так, чтобы это было близко людям, то ли с тем, что зритель воспринимает кино лишь как развлечение. Он выбирает развлекательные фильмы, но при этом остроумные и с правильными моральными установками. В этом, кстати, секрет американского кино - в нем, как правило, побеждает добро, побеждает все та же свобода выбора, чувство ответственности перед обществом.

- То есть стоит поучиться у американского кино? И реально ли вообще перенять этот опыт? Или у нас все-таки свой путь, и нужно с этим смириться?

- Дело не в том, чтобы чему-то учиться у американского кино - оно тут ни при чем. А в том, чтобы существовать по законам свободного рынка.

Рассказывать публике о том, как безвыходно ее положение, безответственно. Возникает вопрос: зачем?

Да, человек согласен послушать чью-то исповедь, но платить за это не готов. Народ обладает душой, и как только появляется произведение, сделанное с любовью, дающее людям идею, мечту, понимание, перспективу, - они готовы платить за такой  фильм деньги. Поэтому в условиях свободного рынка успешными оказываются фильмы, которые находят отклик. И с этого начинается кино.  

Армяне добрались до Владивостока
27 августа 13:10

В русских театрах спектакли на армянском языке "производят фурор"

Вторая Армения рождается в Краснодарском крае РФ
11 июля 13:21

И все молчат, как будто ничего не происходит!

"Маленькая Армения" появилась еще и под Анапой
1 июня 09:39

На месте стертой из памяти станицы кубанского казака Петра Галкина

Спрут армян России (САР) приказывает России воевать!
16 мая 16:32

Как могут диаспоральные структуры выступать с такими политическими заявлениями?

Армянская диаспора Краснодарского края бросает вызов федеральной власти РФ
9 мая 11:17

Камо Айрапетян возглавил армянский политический штаб на юге России

Армянская диаспора манипулирует казачеством в своих целях
23 апреля 20:50

Операция называется "Убить двух зайцев"

Проект создания "Армянской автономии на Кубани" успешно реализуется
19 апреля 11:33

Потом в Краснодар и Сочи без разрешения армян не поедете

От Хабаровска до Краснодара - тайные сделки армянской сети
8 апреля 11:10

Дело вокруг "Искандеров" еще не раз будет использовано против России

Михайлов:  "Поздравляем с обысками в концерне "Покровский"
7 апреля 14:32

Началось противодействие армянской мафии на юге России

Патрушев послал месседж диаспорам
23 марта 23:24

Армянская диаспора первая в этом списке

Копают под ногами у России в самой Москве
18 марта 11:01

Армянская обслуга пытается превратить друзей России в наших "врагов"