Культура

Эрмитаж - семейный бизнес Пиотровских-Джанполадян

Эрмитаж - крупнейший распределитель господрядов среди российских музеев. За годы, пока им руководит Михаил Пиотровский, несколько давно знакомых с ним семей поделили выгодные сферы бизнеса, оказывая Эрмитажу различные платные услуги. Эта история берет начало в такелажном цеху главного музея страны.

Один из авторов текста Валерия Пэшко работала в Эрмитаже в 2018-2019 годах.

Когда популярный телеведущий Иван Ургант пригласил Михаила Пиотровского в свое вечернее шоу, он представил гостя просто: "Директор самого лучшего музея мира, один из самых влиятельных людей Петербурга". Ургант не забыл прорекламировать и книгу Пиотровского, тоже с простым названием - "Мой Эрмитаж". На вопрос, были ли у книги другие варианты названия, директор ответил: "Конечно нет".

Семья востоковедов

Эрмитаж - вероятно, главный музей России. А его директор - один из самых влиятельных людей в российской культуре. Этот статус позволяет Пиотровскому сочетать многолетнюю поддержку Владимира Путина с умеренным вольнодумством - он публично защищал современное искусство от консервативной общественности, Исаакиевский собор - от РПЦ, а Европейский университет в Санкт-Петербурге - от Рособрнадзора.

Ученый-востоковед Пиотровский возглавил Эрмитаж в 1992 году. К тому моменту его жена Ирина, тоже востоковед, уже работала в мэрии Петербурга, в комитете по внешним связям. Ее начальником там был вице-мэр города Владимир Путин. 

Работа с Путиным могла помочь карьере всей семьи Пиотровских. Еще в 90-х дочь Михаила и Ирины Пиотровских Мария, еще один востоковед в знаменитой семье, стала трейдером в петербургском отделении Dresdner Bank. Сейчас Мария, по ее собственным словам, не работает в банке - она сосредоточилась на благотворительной деятельности. Мария долгие годы замужем за Игорем Реввой, занимавшим должность замминистра экономического развития при Алексее Улюкаеве и Максиме Орешкине. 

В семье Пиотровских есть и сын - Борис, экономист по образованию, который в этом году неожиданно стал вице-губернатором Петербурга по культуре и спорту. Из его официальной биографии - хоть в ней и присутствуют некоторые достижения в области культуры - не до конца ясно, чем он занимался на момент назначения на государственный пост.

Трое собеседников из числа сотрудников Эрмитажа в разговоре с "Проектом" пересказывают бытующую среди персонала версию, что в будущем Пиотровский-младший якобы унаследует кресло директора, так же, как сам Михаил когда-то по сути получил свою должность от своего отца, известного советского археолога и опять же востоковеда Бориса Пиотровского.

К тому же склоняются и два собеседника, близкие к администрации Петербурга. А пока младший из династии Пиотровских унаследовал от отца как минимум своих бизнес-партнеров.

Семья геологов

В среде ленинградской интеллигенции преемственность поколений - не редкость. В советское время в городе жила семья геологов Виктора и Лилии Гаскельбергов. В 70-х оба изучали Кольский полуостров: Виктор был главным геологом Мурманской геологоразведочной экспедиции, а Лилия собирала эталонную коллекцию горных пород для музея той же экспедиции. Их сыновья - Леонид и Евгений - к моменту распада Советского Союза занимались другими ископаемыми - антиквариатом, который тогда называли "нефтью Петербурга". Уже тогда Гаскельберги имели полезных знакомых среди деятелей культуры и музейщиков, в число которых входил и Михаил Пиотровский, утверждают двое источников "Проекта". Пресс-служба Эрмитажа отказалась комментировать факт знакомства директора с Гаскельбергами. Более того, один из братьев Гаскельбергов - Леонид - в 80-х - с 1983 до 1993 года с перерывом в середине 80-х даже работал в Эрмитаже, в такелажном отделе, рассказал "Проекту" коллега Гаскельберга, подтвердив свои слова документами об их совместной работе. Позже Эрмитаж в своем ответе на запрос "Проекта" назвал Леонида Гаскельберга "сотрудником сектора музея по приему и отправке экспонатов и перемещению выставочного оборудования".

В 90-х вокруг Эрмитажа ходило множество слухов, самый популярный из которых о возможной продаже на черном рынке произведений искусства из запасников музея. "Музей тогда сосал лапу, но там было очень много хорооооших вещей, вы понимаете, что это значит - хороооших вещей?", - описывает то время бизнесмен, в 90-х хорошо знакомый с влиятельными деятелями криминального Петербурга. После ухода из жизни Бориса Пиотровского в 1990 году пост директора в течение почти двух лет занимал его бывший зам Виталий Суслов. В прессе его обвиняли в намерении передать сомнительным фирмам права на использование коллекции Эрмитажа и его символики, а также обвиняли в поддержке антиквара и авторитетного бизнесмена Ильи Трабера.

А накануне вступления Михаила Пиотровского в должность был опубликован монолог вора в законе Юрия Алексеева по прозвищу Горбатый, где тот утверждал, что предметы из запасников Эрмитажа возможно продавались за рубеж, а половина картин в экспозиции музея - якобы подделки.

Слухи о торговле эрмитажными сокровищами рождались не на пустом месте. Многое об этом может рассказать биография известного ленинградского "антиквара" Михаила Монастырского. Монастырский, известный также как "Миша-миллионер", в 70-х работал в Эрмитаже реставратором. Он создал целую группировку, которая выпускала подделки под Фаберже и продавала их на Запад. В итоге Монастырский отсидел за контрабанду, но в 90-х стал богатым антикваром, торговал иконами. Его работы и сейчас хранятся в музейных фондах. Считался одним из лидеров тамбовской преступной группировки: в конце 90-х стал депутатом Госдумы от ЛДПР, а после окончания депутатских полномочий бежал в Испанию и погиб в 2006 году, рассказав незадолго до смерти испанской полиции о связях с бандитами.

В документальном фильме, посвященном своему 75-летию, Михаил Пиотровский вспоминал девяностые как мрачное время, когда Эрмитаж был раздираем конфликтами "хищников", а ему самому "иностранные товарищи" предлагали продать те или иные музейные ценности. Упомянул Пиотровский и о прилетевшей в окно пуле, после чего он некоторое время ходил с охраной. Собеседник "Проекта", близкий к петербургскому криминальному миру тех лет, вспоминает, что у Пиотровского был спор с людьми Трабера, но директора защитило заступничество другого авторитетного бизнесмена той поры - Константина "Могилы" Яковлева.

Впрочем, скандалы с приходом на должность Пиотровского не прекратились. В 1999 году проверка Счетной палаты обнаружила существенные недоработки при учете предметов: больше 220 тысяч предметов числились за неработающими хранителями (в основном умершими). Аудиторы попросили предъявить 50 случайных предметов из этого списка, но для них нашли всего три. По итогам проверки никаких действий не предпринималось, "потому что руководство Эрмитажа находилось под покровительством руководителей высшего уровня", делится своим мнением тогдашний зампред Счетной палаты Юрий Болдырев, по всей видимости имея в виду хорошие отношения Пиотровского с Борисом Ельциным. Уже после проверки директор Эрмитажа утверждал, что все вещи из списка Счетной палаты на месте. В 2006 году в музее была раскрыта масштабная кража - было обнаружено исчезновение почти 221 памятника ювелирного и иконописного искусства, в котором обвинили семью хранительницы, скончавшейся прямо во время проверки. Следователи не исключали, что часть предметов могла пропасть еще в 90-х.

Тем не менее репутация Пиотровского после всех этих инцидентов не пострадала. "Эрмитаж - вотчина Пиотровского, там рулит только он, и даже Минкульт никогда туда не допускали со своими идеями", - вспоминает бывший высокопоставленный чиновник петербургского правительства.

Передвижники

Когда Михаил Пиотровский вступил в должность директора, газета "Коммерсант" сообщала, что он принял свое назначение "с удивлением", пообещав сделать своей главной задачей "привлечение средств для финансирования Эрмитажа - в первую очередь путем организации коммерческих выставок".

В том же 1992 году была основана компания, в задачи которой входила упаковка и перевозка экспонатов Эрмитажа на выставки. Она получила название ТОО "Хэпри", а ее учредителями значились Эрмитаж и тот самый Леонид Гаскельберг, сотрудник такелажного отдела музея, знакомый директора Пиотровского, вспоминает коллега Гаскельберга. Из проверки Счетной палаты следует, что Гаскельберг был владельцем "Хэпри" как минимум в 1999 году. В следующем году эта фирма стала заниматься еще и таможенным оформлением произведений искусства.

"Хэпри" создавалась на основе уже существовавшей в музее службы, а ядром штата компании стали именно сотрудники музея. Однако потом выяснится, что в 1999 году Эрмитаж вышел из числа собственников "Хэпри".

Материальный взнос музея в капитал компании - 4 рубля - Гаскельберг вернет Эрмитажу только в 2009 году, в ходе проверки Счетной палаты, установившей этот факт. Эрмитаж тогда так и не смог предъявить договор купли-продажи доли в компании. Таким образом бывший сотрудник Эрмитажа и друг директора приватизировал музейный сервис, хотя и сейчас официальная электронная почта компании находится на домене самого Эрмитажа. Комментируя историю "Хэпри" в ответ на запрос "Проекта", Эрмитаж утверждает, что ТОО действительно создавалось с участием музея и было оформлено приказом Пиотровского, но с 1996 до 1999 года находилось в стадии ликвидации в связи с изменением законодательства, а после 1999 года музей не имеет отношения к компании.

За почти 30 лет существования компания сменила несколько имен: "Хэпри", "Хэпри-плюс", наконец теперь - ООО "Хепри". За минувшие годы "Хепри" закрепилась в своем статусе важнейшего подрядчика музея и крупного игрока на рынке транспортировки произведений искусства. Согласно подсчетам "Проекта", с 2012 по 2018 годы Эрмитаж закупил у компании услуг на 205 млн рублей. В основном это были закупки напрямую у "Хепри", без конкурса, следует из проанализированных "Проектом" закупок Эрмитажа. Это не все деньги, полученные компанией, - по России экспонаты путешествуют за счет других музеев.

С 2003 года в соучредителях "Хепри" значится Андрей Самойлов, тоже давний знакомый семей Гаскельбергов и Пиотровских и еще один экс-сотрудник Эрмитажа еще с конца 70-х. На момент создания "Хэпри" он занимал должность заведующего сектором по приему и отправке экспонатов и перемещению выставочного оборудования, следует из ответа Эрмитажа на запрос "Проекта". В начале нулевых Самойлов и вовсе был трудоустроен одновременно и в Эрмитаже, раздающем господряды, и в "Хепри", получающей эти контракты, сообщил бывший коллега Самойлова, подтвердив документами, удостоверяющими этот факт.

Гаскельберги и Самойлов уже давно большую часть времени живут не в России, у них есть вид на жительство в Финляндии, говорит их знакомый. Несколько лет назад Леонид и Евгений купили курорт на одном из островов финского архипелага Турку - Моссала, а Самойлов зарегистрировал в городе Эспоо компанию Art Packing Systems Oy. Ее адрес совпадает с адресом Клуба друзей Эрмитажа в Финляндии.

Впрочем, "Хепри" - это только вершина айсберга. Гаскельберги, Самойлов, их родственники и коллеги создал сеть связанных между собой компаний, получивших целые сферы бизнеса вокруг Эрмитажа - транспортировка экспонатов, реставрация, торговля сувенирами и репликами произведений искусства.

Шарики навоза

Некоторые компании, созданные вокруг Эрмитажа знакомыми семьи Пиотровских, носят названия, как будто намекающие на их связь со знаменитыми востоковедами. "Хепри" - это бог восходящего солнца с лицом жука-скарабея. Этот жук, известный своей способностью перекатывать шарики навоза по пустыне, и изображен на логотипе компании. Фигурка скарабея - талисман Пиотровского, подаренный ему отцом, о чем сам директор рассказывал в интервью.

Вместе с "Хепри" в торгах Эрмитажа на транспортировку участвует еще одно ООО с древнеегипетским названием - "Ра-арт" (Ра - бог солнца с птичьей головой). Совладельцы "Ра-арт" - Виталий Калабуш, он же и гендиректор "Хепри", и Андрей Джерихов, бывший сотрудник Эрмитажа, который в начале 90-х создавал ТОО "Хэпри", следует из ответа Эрмитажа на запрос "Проекта". Калабуш - еще и знакомый сына директора Эрмитажа, они с Борисом вместе бегают марафоны. Контакты "Ра-арта" совпадают с электронными адресами "Хепри". С 2014 по 2018 год "Ра-арт" получил контрактов еще на 124 млн руб, по данным СПАРК. Калабуш на вопрос о связи компаний заявил, что "Ра-арт" и "Хепри" "работают в разных сферах технического обеспечения".

Как можно заметить, наши подсчеты обрываются в 2018 году, а "Хепри" и "Ра-арт" как будто исчезают из списков подрядчиков. Эрмитаж, конечно, продолжает закупать услуги по транспортировке и упаковке своих предметов, но с 2018 года музей частично перестал указывать поставщиков, с которыми были заключены контракты по 223ФЗ. За последние годы сумма этих закупок составила 400 млн - на 70 млн больше, чем было заплачено "Хепри" и "Ра-арт" в течение семи предыдущих лет.

Запутанные музейные технологии

В далеком 1999 году компания "Хепри" участвовала в выставке "Музей в XXI веке" вместе в фирмой с неприметным названием "Музейные технологии" ("МТ"). В каталоге выставки в качестве основного профиля этой фирмы указано в том числе изготовление мебели по антикварным образцам. Владельцем "МТ" значится Николай Камышев. Сейчас компания процветает - по расчетам "Проекта", она занимает пятое место в топе поставщиков главного музея страны. За последние десять лет Эрмитаж закупил у "Музейных технологий" услуг на 1,8 млрд руб.

Как и в случае "Хепри", у "МТ" есть связанные с ним юрлица. В 2006 году тот же Камышев основал ООО "Музейное оборудование и сервис" ("МОС"). Оно тоже вовсю выигрывает конкурсы Эрмитажа. На то, что "МОС" и "МТ" связаны, указывает наличие общих электронного и юридического адресов. Они обе зарегистрированы в одном здании на набережной Обводного канала, дом 118, корпус 12, литера Ч. Благодаря фотосъемке из экспертизы, признавшей это здание объектом культурного наследия, любой может заглянуть во все помещения этого дома. На съемке из офиса "МОС" видно, что в помещении размещена символика "МТ"

Офис компании "МОС"

Совладельцами "МОС" какое-то время были и братья Гаскельберги, и Борис Пиотровский. В период, когда Пиотровский, согласно данным СПАРК, был совладельцем компании (2006-2008), она выигрывала контракты музея. По словам же самого Пиотровского-младшего, он был ее совладельцем всего несколько месяцев, с января по ноябрь 2006 года и в это время компания не получала музейные подряды. Сейчас владельцем "МОС" значится все тот же Виталий Калабуш. На вопрос о получении контрактов от Эрмитажа и возможном конфликте интересов в связи с тем, что сын директора музея был в составе акционеров, Калабуш ответил, что "не располагает такой информацией". С 2011 по 2019 год музей закупил у "МОС" услуг еще на 127 млн рублей

В том же здании на Обводном канале зарегистрирована еще и компания "Рест-арт", она тоже оказывает Эрмитажу услуги по реставрации (еще на 147 млн рублей). Ее электронный адрес совпадает с почтой фирмы "МТ". Камышев заявил "Проекту", что не имеет к "Рест-арт" отношения.

При этом все три компании нередко "конкурируют" друг с другом на аукционах, объявленных Эрмитажем.

Упомянутое здание на Обводном канале, где сидят связанные с Камышевым фирмы, было куплено им вместе с Леонидом Гаскельбергом через юрлицо ООО "Доминус-Инвест". До недавнего времени третьим владельцем был уже упомянутый сын Михаила Пиотровского - Борис (став чиновником, он, по документам, избавился от своей доли).

В разговоре с "Проектом" Камышев заявил, что познакомился с Пиотровским-младшим "уже после создания своей компании", а с Гаскельбергами его связывают дружеские, партнерские отношения: "Если нужно что-то сделать им, то мы сделаем. Мы знаем друг друга. Они 25 лет работают на Эрмитаж, мы работаем 23 года". Камышев считает, что его компании участвуют в конкурсах Эрмитажа на общих основаниях, "конкурируя со всеми, кто хочет там работать".

Наследник

Взлет Бориса Пиотровского на госслужбе был стремителен. Осенью 2020 года сына директора Эрмитажа пригласили работать в комитет по культуре Санкт-Петербурга, а уже через несколько месяцев он получил пост вице-губернатора. До прихода на госслужбу Пиотровский-младший был известен разве что как персонаж светской хроники: на мероприятиях он регулярно появлялся с музыкантом Сергеем Шнуровым.

Однако если изучить его биографию, выяснится, что Пиотровский-младший долгие годы выстраивал бизнес вокруг музея своего отца и совместно с его друзьями. Пиотровский-младший получил вопросы "Проекта", но не ответил на них к моменту выхода этой статьи. Однажды мать Бориса рассказала, что тот, будучи еще подростком, помогал с созданием сайта Эрмитажа. Сам Борис упоминал, что он оптимизировал систему онлайн-продажи билетов. Эрмитаж был первым российским музеем, открывшим свой интернет-магазин в 2001 году. Музей объявил тогда, что его созданием занималась американская компания Museum On Line, управляющая магазином и по сей день. Директор этой фирмы - Леонид Ерухимов, а другой Ерухимов - Аркадий - возглавляет российское представительство компании. Леонид Ерухимов в письменном ответе на запрос "Проекта" указывает, что Аркадий был главой представительства в 2003-04 гг, однако, по данным СПАРК, он является им и сейчас. Семья Ерухимовых - тоже из среды ленинградских геологов. Аркадий занимался электрофизическими методами разрушения горных пород на Кольском полуострове, где работали и родители Гаскельбергов. Леонид Ерухимов ответил "Проекту", что Museum On Line была рекомендована Эрмитажу для создания интернет-магазина членами попечительского совета музея, после чего был проведён "внутренний тендер".

В интернет-магазине есть как открытки и репродукции картин по цене в пределах $20, так и реплики изделий ювелирного дома Фаберже и антикварной мебели, чья стоимость может достигать нескольких тысяч долларов. Например, на архивной версии сайта можно увидеть копию бюро из коллекции музея, изготовленного в мастерской знаменитого мебельщика Генриха Гамбса, которую посетителям сайта в 2008 году предлагалось купить за $11,5 тыс. В 2011 году похожее бюро было продано на аукционе Sotheby's почти за $19 тыс. Леонид Ерухимов ответил "Проекту", что Museum On Line пытался развивать торговлю "новоделом", повторяющим популярные мебельные стили прошлых столетий. Из ответа следует, что изготовлением мебели занимались "известные в Санкт-Петербурге производственно-реставрационные мастерские".

Самый известный проект Пиотровского-сына - издательство "АРКА", официальный партнер Эрмитажа. Его совладельцами и сейчас являются все те же друзья Пиотровских - Леонид и Евгений Гаскельберги, а также Андрей Самойлов. Ранее они владели также еще одним юрлицом, связанным с "АРКОЙ", - ЗАО "МИК" Международная издательская компания. Еще один соучредитель издательства Александр Шиф значится владельцем и компании "Профит", поставляющей Эрмитажу оргтехнику. За последние десять лет музей заключил контрактов с фирмой Шифа на 336 млн рублей.

Если суммировать все обнаруженные "Проектом" госконтракты Эрмитажа, полученные компаниями знакомых семьи Пиотровских, то получится, что эти фирмы заработали не менее 2,4 млрд рублей.

И это без учета последних лет, когда Эрмитаж получил право не раскрывать своих поставщиков. Впрочем, и это еще не все.

Растущая смена

Как уже ясно, Эрмитаж - семейное дело Пиотровских-Джанполадян (материнская линия). Сейчас наследники друзей Пиотровских строят вокруг главного музея страны еще один бизнес - торговлю сувенирами и книгами.

Друзья и дети Гаскельбергов контролируют интернет-магазины Эрмитажа (русскоязычный - через фирму "Артеком", англоязычный - через Museum Online, Inc), а также книжный магазин "Мост" в Петербурге (через ООО "Балтия"). "Балтия" несколько раз была еще и поставщиком сувенирной продукции для музея. В этот бизнес вовлечены практически все члены семей Гаскельбергов, Самойловых и Камышевых: Вадим, сын Леонида, владеет "Балтией"; Виктор, сын Евгения, владеет компанией "Артеком" вместе с женой Полиной Гаскельберг. Яне Зыковой, подруге Максима Гаскельберга (еще один сын Евгения) вместе с дочерью Андрея Самойлова Екатериной принадлежит компания "Интер-Мак". Наконец, на сына Николая Камышева Антона была записана фирма "Арт-микс", еще одна структура, зарабатывавшая на сувенирах Эрмитажа.

"Интер-Мак" и "Арт-микс" прежде владели магазинами сувениров в Эрмитаже, рассказывают два источника "Проекта" из числа бывших сотрудников магазинов. Сейчас эти магазины оформлены на индивидуальных предпринимателей (ИП), что среди прочего позволяет работать по упрощенной системе налогообложения. "Проект" насчитал в музее как минимум пять торговых точек, записанных на ИП. Если изучить биографии этих предпринимателей, то выяснится, что они предположительно сотрудники компаний, связанных с Гаскельбергами. Гендиректор "Интер-Мака" Татьяна Семенова зарегистрировала ИП, на которое записан один магазин в Главном штабе. Два магазина записаны на Ирину Жильцову, которая работала в сувенирной сети старшим продавцом, по воспоминаниям двух источников "Проекта" из числа бывших сотрудников компаний Гаскельбергов. Еще в двух торгует Елена Мичурина - тоже бывшая сотрудница Гаскельбергов. И еще один магазин принадлежит как ИП Антону Камышеву.

Николай Камышев заявил "Проекту", что сам не имеет отношение к сувенирному бизнесу Эрмитажа, но участие в нем сына оспаривать не стал. Эрмитаж заявил, что все указанные юрлица занимаются торговлей в музее на основании договоров аренды и субаренды. Связаться с семьей Гаскельбергов и Самойловым "Проекту" не удалось. Борис Пиотровский отказался отвечать на большинство вопросов "Проекта", сославшись на то, что наше издание не зарегистрировано в России как СМИ.

В 2020 году полиция обнаружила странности в контрактах Эрмитажа - выяснилось, как утверждало издание Znak.com, что античный отдел музея предположительно заключил госконтракты на организацию выставок с сомнительными компаниями, а владелец одной из фирм-подрядчиков еще и оказался мужем главы музейного отдела. Но уголовное дело возбуждено не было, так как Эрмитаж - в письме за подписью Михаила Пиотровского - не счел себя потерпевшей стороной.

Compromat.Ru

Культурная диверсия против России: Маргарита Симоньян - "русский классик"
26 ноября 15:42

Моральные, культурные ценности российского общества разрушают симоньянами

Умер Владимир Меньшов
5 июля 13:46

26 июня сообщалось, что у Меньшова выявили COVID-19

Галкин обличает Кеосаяна
20 октября 2020 10:37

Кеосаян и Симоньян - авторы "похабени", производящей информационный шлак

И Меладзе спел песню на армянском... специально для Мишустина
3 апреля 2020 17:02

Теперь и Меладзе в "почетном армянском списке". Хотя легче сказать, кого там нет...

Магомаев: Судьбу кумира миллионов, героя своего времени так упростили
19 марта 2020 09:54

На Первом российском канале подходит к завершению сериал «Магомаев» о легендарном певце Муслиме Магомаеве

За три дня до смерти Лимонов заключил договор на издание своей последней книги
17 марта 2020 21:13

Длительное время писатель боролся с онкологическим заболеванием

Женись на армянке, и получишь престижную премию?
20 февраля 2020 15:03

На что намекают армянские СМИ...

Как армянин Мкртыч изобразит русского Гошу?
21 января 2020 13:28

На телеканале «Супер» стартует комедийный сериал

Фейк против Нетребко и Эйвазова запустил продюсер Рене Массис - этнический армянин
15 января 2020 10:49

"О такой рекламе можно только мечтать, Рузан джан!" - пишут подписчики армянской певицы

Даже госагентство РИА Новости приделало широкие крылья армянской "утке"
14 января 2020 14:34

Как армянские провокаторы раскручивают своих "звезд" и клевещут на оппонентов

Государство выделяет огромные деньги на кино, которое оставляет дыры в бюджете
1 декабря 2019 17:31

Неужели чиновники не могут найти более талантливых исполнителей для своих проектов?